Растаможка электромобилей в 2022 году для России

В 2020 году в России, а одновременно и в других странах-участницах ТС/ЕАЭС, была введена нулевая ввозная пошлина на электромобили. Она позволила приобретать за рубежом и беспошлинно ввозить на территорию Таможенного Союза любые моторные транспортные средства с электрическими двигателями, независимо от возраста машины.

На практике это означало отсутствие платы за растаможку электрокара, но не избавило от иных платежей, среди которых оставались утилизационный сбор, акциз и НДС (20% от аукционной стоимости авто). Действительной данная программа была до 31 декабря 2021 года, после чего законодатели приняли решение не продлевать ее и фактически вернули прежний вариант растаможки.

Среди основных причин не продления – торможение развития отечественного производства электромобилей, включая отсутствие стимула российским и иностранным инвесторам вкладываться в производство батарейных машин на территории России, а также отсутствие должного эффекта от действия программы: сообщается, что за 2021 год россиянами было ввезено в 3 раза больше электромобилей, чем в 2020-ом, но в количественном выражении цифры не впечатляют – это всего 2254 электрических автомобиля.

Редакция GT-News.ru подготовила материал о всех подробностях растаможки электромобилей в России в 2022 году: условия и все нюансы привоза электромобиля в Россию, текущий расчет стоимости в 2022 году, условия растаможки электромобилей в странах EAЭС (там еще действуют льготы), а также все о налоге на электромобили.


Какие правила действуют в 2022 году при растаможки электромобилей?


tesla-6.jpeg

Поскольку с 1 января 2022 года нулевая растаможка действовать перестала, вернулись прежние правила, которые были актуальны на момент введения программы. Они предполагали уплату 15-процентной таможенной пошлины, которая входит в совокупный таможенный платеж наряду с акцизом, НДС и утилизационным сбором.

Для справки: с точки зрения таможенных служб к категории электромобилей относятся транспортные средства, имеющие один или несколько электрических двигателей, а также те, что дополнительно оснащаются ДВС, но если он играет роль вспомогательного агрегата, т. е. не имеет прямой связи с колесами.

Соответственно, таможню будет интересовать, прежде всего, какой мотор является в автомобиле основным: если электрический, то таможенная очистка транспортного средства будет вестись как растаможка электрокара.

Таким образом, желающим в 2022 году привезти из-за границы электромобиль необходимо учитывать, что таможенные сборы включают в себя:

  • Таможенную пошлину в размере 15% от суммы, за которую электрокар был приобретен.
  • Утилизационный сбор. Для физических лиц он составит 3400 рублей за авто возрастом 0-3 года и 5200 рублей за машину старше 3 лет. Для юридических лиц – 32600 и 122000 рублей соответственно возрасту транспортного средства.
  • Акциз. Его величина зависит от мощности авто: до 90 л. с. – применяется нулевой акциз, 90-150 л. с. – 53 рубля за каждую «лошадку», 150-200 л. с. – 511 рублей за каждый 1 л. с.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Он составляет 20% от суммы, полученной в результате сложения размера уплаченного акциза, утилизационного сбора и таможенной пошлины.

Пример: приобретен электрокар Nissan Leaf 2016 года с двигателем мощностью 150 л. с. по цене 1 млн. рублей. При таможенной очистке этого авто придется заплатить:

  • Таможенная пошлина – 1000000*0,15 = 150000 рублей
  • Утилизационный сбор – 5200 рублей
  • Акциз – 7950 рублей
  • НДС – (150000+5200+7950)*0,20 = 32630 рублей

Итого, общая сумма таможенного сбора или растаможки электрокара составит 150000+5200+7950+32630 = 195780 рублей.


Растаможка электромобилей в странах ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Армения, Киргизия и др. )

Несмотря на то, что в 2020 году страны Евразийского экономического союза по инициативе Беларуси все вместе перешли на нулевую ставку растаможки электрокаров, а с 1 января 2022 года также консолидировано отказались от данной программы, спустя некоторое время их дороги «разошлись».

Если в России решили защитить внутренний рынок и продолжили взимать 15-процентные пошлины на ввозимые электромобили, то Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия решили снова вернуться к льготному режиму, где для растаможки достаточно оплатить утильсбор и прочие относительно небольшие технические платежи.

1-scaled.jpeg


Так, в Республики Беларусь нулевая ставка таможенной пошлины снова заработала с конца марта, однако на этот раз регулятором льготной программы стал местный Таможенный комитет. При этом было отдельно подчеркнуто, что льгота рассчитана исключительно на граждан РБ, постоянно проживающих в Беларуси.

Этот момент берется на строгий контроль, равно как и факты перепродажи ввезенных таким способом автомобилей гражданам иных стран, включая РФ. Если желание продать электрокар в Россию слишком велико, в Беларуси предусмотрена отдельная схема: уплатить пошлину в 15%, а на автомобили старше пяти лет – 38%, после чего авто можно легально перепродавать покупателям из России.

Аналогичные законодательные акты появляются и в Казахстане, и в Армении, и в Киргизии, поэтому вариант с пригоном импортного электрического автомобиля через соседнюю страну для граждан России в данный момент не имеет преимуществ.


КОНТАКТЫ АВТОСАЛОНА АВИЛОН