Всё о электрозарядках: классификация, особенности, расчеты

Зарядные станции и что нужно знать о зарядке электромобилей

Электромобили не требуют от водителя посещения заправочных станций и долгого ожидания очередей в них. Вместо этого свою очередь приходится ждать на зарядной станции. Чтобы ожидание не оказалось напрасным, важно разбираться в таких терминалах и знать особенности зарядки своего авто.

Основные виды станций для зарядки авто

Пополнить аккумулятор электромобиля энергией можно с помощью переменного (АС) или постоянного (DC) тока. В первом случае зарядка происходит медленным способом, во втором — быстрым.

Зарядка батареи переменным током делится на несколько видов:

  1. Mode 1 — зарядка от бытовой розетки (на даче, в гараже, дома). Зарядное устройство, один разъем которого представлен классической вилкой, подключается к розетке напрямую. Использование защитных устройств не является обязательным (но важно учитывать, что без них риск перегрева, замыкания или тепловой перегрузки существенно возрастает). Скорость бытовой зарядки медленная. Аккумулятор емкостью 35 кВт⋅ч будет полностью заряжен за 10-12 часов.
  2. Mode 2 — зарядка от бытовой розетки, но с применением специального защитного блока, который устанавливается на самом зарядном кабеле. Отличается повышенным уровнем безопасности. Полный заряд аккумулятора емкостью 35 кВт⋅ч в данном случае займет 8-10 часов.
  3. Mode 3 — зарядка от специальной зарядной станции. Подобное оборудование устанавливается на парковках, заправках, различных общественных площадках. Особенность такого метода заключается в токе повышенной мощности. На то, чтобы полностью зарядить электромобиль от специальной станции, уходит до 4 часов.

Зарядка переменным током носит название «Mode 4» и на сегодня она является самой скоростной. На станции быстрой зарядки пополнить аккумулятор энергией до 80-100% можно всего за 20-40 минут. Минусом такого метода является малая распространенность оборудования. Объясняется это их высокой стоимостью.

Разъемы АС станций

Станции переменного тока обладают мощностью до 43 кВт и двумя основными разъемами:

  • Type 1 (J-PLUG, Тип 1, J штекер, SAE J1772);
  • Type 2 (Mennekes, Тип 2).

Первый разъем выполнен по североамериканскому стандарту. В основном, он характерен для электромобилей японских и американских производителей. В таких разъемах 5 контактов. Сила тока составляет 32 А, а максимальная мощность и напряжение — 7,4 кВт и 230 В соответственно.

type1-2_2.jpg


Type 2 является европейским стандартом. В отличие от североамериканского разъема, он имеет 7 контактов, что позволяет ему подключаться к трехфазной электросети. Сила тока Type 2 составляет 63 А, а максимальная мощность и напряжение — 7,4/22 кВт и 400 В. Актуален такой разъем, в основном, для автомобилей из Европы. Также он популярен среди некоторых китайских электромобилей.

Разъемы DC станций

DC станции отличаются более высокой мощностью — до 500 кВт. Соответственно, и разъемы в данном случае используются другие:

  • CHAdeMO (CHArge de Movie);
  • GB/T (GBT);
  • Tesla Supercharger;
  • CCS Combo (Combo 1 и 2).

CHAdeMO является японской разработкой. Поэтому и актуален такой разъем, в большей степени, для авто из Японии, а также для некоторых американских электромобилей. Сила тока в данном случае составляет 125/400 А, максимальное напряжение — 500 В, а максимальная мощность — 62,5/200 кВт.

Типы_разъемов_94cab45cecb2b562bda4566261e2a2f8.png

CCS Combo — европейский разъем. Он представляет собой усовершенствованную версию Type 1. Использовать его можно для подзарядки от источника как постоянного, так и переменного тока. Разъем Combo 1 характерен для европейских электрокаров, а Combo 2 используется крайне редко и только на американских и японских авто. Контактов в данных разъемах 7 и 5 соответственно. Сила тока в обоих случаях составляет 200 А. Максимальное напряжение — 200/500 В. Мощность переменного тока — до 7,4 кВт, а постоянного — до 350 кВт.

GB/T (GBT) на российском рынке практически не встречается. Он разрабатывался исключительно для китайских электромобилей. Tesla Supercharger же характерен для автомобилей одноименного бренда.

Как найти подходящую зарядную станцию?

Лишь на первый взгляд может показаться, что в разъемах зарядок для электромобилей легко запутаться. В действительности же достаточно знать характеристики зарядного кабеля своего автомобиля. 

Например, самый популярный в России электромобиль Nissan Leaf поставляется с кабелем, один разъем которого идентичен разъему на самом электромобиле и представлен Type 2, а второй — Type 1. Соответственно, станцию для него необходимо искать по разъему для самой зарядки — Type 1. Чтобы сделать это было проще, можно использовать специальное приложение, указав в нем необходимые параметры искомой станции.

IMG_0826-min.jpg

В России среди станций с переменным током наиболее распространенными являются те, что поддерживают подключение разъема Type 2. Самым популярным стандартом быстрой зарядки же является CCS Combo. Если вы часто путешествуете, всегда держите в багажнике переходник для зарядного кабеля. В мире пока нет единого стандарта разъема для зарядки электромобилей.

Сколько стоит зарядка электромобиля?

Стоимость зарядки электромобиля напрямую зависит от трех параметров:

  1. Способ зарядки;
  2. Тарифы на электричество;
  3. Емкость аккумулятора.

При зарядке через домашнюю сеть стоимость «заправки» электромобиля рассчитывается по тарифам на электричество в конкретном регионе. Средняя цена киловатта электроэнергии в России — 6 рублей. Соответственно, зарядка автомобиля с аккумулятором емкостью 40 кВт⋅ч обойдется в 240 руб. Дешево, но долго (одна зарядка может занять до 15 часов). Такой вариант удобен, например, если вы оставляете авто на паркинге или в гараже на ночь.

Важно: Ускорить зарядку дома можно с помощью полноценных домашних терминалов.

Если пользоваться услугами зарядных станций, то расходы на поддержку работоспособности авто окажутся чуть выше. Средняя стоимость подзарядки переменным током на терминалах составляет 8 руб., а постоянным током — 15 руб. Соответственно, чтобы зарядить аккумулятор емкостью 40 кВт⋅ч придется потратить от 320 до 600 руб.

272276a714080ae41828fc6a05902e54.jpg


На сегодняшний день в России (по данным Минэнерго) более 1600 коммерческих зарядных станций для электромобилей. Большая часть из них поддерживает разъемы Type 2/CCS Combo 2. Все терминалы зарядок собраны в специальные приложения для iOS, Android. Поэтому найти подходящую для себя станцию сегодня — не проблема. Более того, «заправлять» автомобиль можно и дома или даже на работе, что делает эксплуатацию электромобиля еще более выгодной и комфортной.  

КОНТАКТЫ АВТОСАЛОНА АВИЛОН