История изобретения и эволюции электромобилей

История электромобилей: двухвековое развитие в одной статье

Сегодня электрические автомобили переживают самый мощный в своей истории пик популярности. Но такой транспорт активно использовался и ранее. Его история насчитывает около 200 лет. И за эти 2 века электромобиль переживал несколько серьезных взлетов и падений…

Изобретение первых электрокаров в мире

Электромотор был разработан гораздо раньше двигателя внутреннего сгорания. Именно его использовал Томас Дэвенпорт при создании самоходной электрической платформы. Американский ученый создал первый в мире электрокар в начале 1830-х годов. Правда, такой автомобиль был далек от идеала. Во-первых, двигался он только по электрифицированному треку. А во-вторых, движения такой платформы были нелепы, а скорость крайне низка (ее легко мог обогнать рядом идущий прохожий).

Томас Дэвенпорт участвовал и в создании первого официально признанного электромобиля с одноразовой батареей. Такой транспорт он разработал совместно с Робертом Дэвидсоном. Произошло это в 1842 году. Более 45 лет такой транспорт оставался единственным полноценным электрическим автомобилем.

Интересно: В XIX веке мало кто задумывался об экологии. Выбор электричества в качестве основного топлива был обусловлен его доступностью.

Отправной точкой же в разработке электромобилей стал 1898 год. Именно в это время был создан Jeantaud Duc. Это электрический автомобиль, оснащенный двумя электромоторами суммарной мощностью 36 л.с. Такой транспорт мог разгоняться до 60 км/ч, что являлось огромным показателем для конца XIX века.

Не Теслой единой: вклад Ford в создание электромобилей

С 1898 по 1920 годы электромобили использовались на одном уровне с транспортными средствами с ДВС. А в 1912 году и вовсе была предпринята попытка создания самых доступных и долго проходимых электрокаров. Генри Форд и Томас Эдисон начали активную разработку автомобилей, которые:

  1. Проходят на одном заряде 80-160 км;
  2. Стоят около 500-700 долларов.

Оснащаться такой транспорт должен был батареей Edison. А его капот должен был украшать логотип Ford. Но после нескольких громких интервью никакой презентации нового автомобиля не произошло. Приверженцы теории заговора считают, что друзья прекратили производство самых мощных и самых доступных электрокаров из-за угроз, поступающих от нефтяных компаний.

811856-750x540.jpg

В начале первой мировой войны на заводе Ford произошел крупный пожар. Все электростанции и техническая документация сгорели. И вместо восстановления разработок, компания начала с огромной скоростью выпускать автомобили, оснащаемые ДВС. Таким производством Ford положил конец электрокарам, на долгие годы заменив их бензиновым транспортом.

Отечественные автомобили с электромотором

Россию «лихорадка электромобилей» не обошла стороной. Но здесь производство электрического транспорта началось только к XX веку. В 1900 году был выпущен один из первых российских электрокаров — «Фрезе». Технические характеристики автомобиля были средними:

  • Запас хода — 37-53 км;
  • Общая мощность двух электромоторов — 7 л.с.;
  • Максимальная скорость — 19 км/ч.

К слову, в России электромобили создавались по причине слишком высокого шума транспорта с ДВС. Лошади их пугались, а жители Москвы и Санкт-Петербурга постоянно жаловались на такие автомобили.

Именно фабрика «Фрезе» и была российским передовиком в производстве электрокаров. Этой компании принадлежат усовершенствованные 2-х и 4-местные электромобили. Также под данной маркой выпускался электрический грузовик. Правда, автомобили с ДВС от «Фрезе» пользовались более высоким спросом. За отсутствием должной поддержки и интереса к производству электромобилей, компания сместила свой ориентир на бензиновый транспорт.  

Интересно: Фабрика «Фрезе» выпустила и изготовила первый в России троллейбус. 

Очередной всплеск интереса к электрокарам в России случился во времена СССР. В 1978 году на Ульяновском автомобильном заводе была выпущена партия электромобилей на базе УАЗ-451М. Но уже к 1982 году стало очевидно, что мощности такого транспорта недостаточно для удовлетворения запросов потребителей. Поэтому интерес к производству электрокаров снова пропал.

Новая эра электрокаров: первые серийные модели

Очередным периодом взлета электрических автомобилей стало начало нулевых. Еще в конце 90-х о необходимости создания электрокаров активно говорили как в Америке, так и в Европе. Обусловлено это было двумя фактами:

  • Стремительно увеличивающаяся стоимость нефти;
  • Ухудшение экологии в мире.

«Подпитал» необходимость активной разработки электрокаров экономический кризис первого 10-летия XXI века.

Первым настоящим хитом среди электромобилей нового поколения стал Mitsubishi i-MiEV. Автомобиль вышел на рынок в 2009 году. За 1 год только в Японии было продано 1400 экземпляров электрокара. С 2010 по 2011 годы автомобиль появился в Азии, Европе и Америке.

Следующим серийным электромобилем, которому удалось покорить мир, стал Nissan Leaf. Автомобиль был выпущен в 2010 году. Основным рынком для него стали Европа, Америка, Австралия и, конечно, Япония. В 2013 году Nissan Leaf стал самым популярным электрическим автомобилем в мире. При этом на российском рынке данная модель не была официально представлена.

«Бум» производства, запущенный Теслой

Настоящий всплеск популярности электромобилей произошел благодаря Tesla. С 2009 года по наши дни компания активно выпускает современные электромобили, которые ничем не уступают аналогичным моделям с ДВС. 

Интересно: Илон Маск не является основателем Tesla. Компания была создана инвесторами Тарпеннингом и Эберхардом. Илон Маск же стал их партнером лишь через несколько месяцев после основания компании, вложив в нее 6,5 млн долларов.

Сегодня автомобили Tesla служат прототипом и примером для многих мировых производителей. Число конкурентов у лидера по производству электрокаров увеличивается чуть ли не каждый месяц. В основном это азиатские производители: Li Auto, Nio, Nikola Corp, Canoo Holdings. Активно развивается и отечественный автопром.

Электромобили российского производства

В России в 2021 году была утверждена концепция, ориентированная на производство и преимущество электрического транспорта. В соответствии с ее условиями, до 2030 года выпуск автомобилей с электромоторами должен составить минимум 10% от общей массы производимых автомобилей. Поэтому сегодня в России активно развивается производство электрокаров.

Так, в сентябре 2022 года на заводе в Липецке стартовал выпуск новых электромобилей Evolute. Многие модели создаются на базе исходников китайских производителей. Например, прототипом Evolute I-Pro является Aeolus E70 от китайского бренда DongFeng Motor. Также в линейке российского производителя имеются кроссоверы и минивэны.

756643642296514.jpg

Электромобили — это не нечто новое и уникальное, как их воспринимают многие автолюбители. Это транспортные средства, которым понадобилось 2 века развития для того, чтобы обеспечить водителям мощность и скорость, сравнимые с автомобилями с ДВС. Сегодня электромобили переживают новую волну популярности, которая на этот раз может не завершиться.

 

КОНТАКТЫ АВТОСАЛОНА АВИЛОН